Государственная Дума РФ 12 мая 2021 года в первом чтении приняла законопроект о предоставлении федеральной службе судебных приставов (ФССП) упрощённого доступа к идентификационным сведениям о должниках. Это один их этапов цифровизации принудительного исполнения наказаний.
Как отмечается в документе, главная цель этого новшества — исключение ошибок при идентификации должников. Сегодня не редкий случай, когда наказание за административное правонарушение вменяют к исполнению полным тёзкам задолжавших граждан. Около 50 % исполнительных документов поступают в ФССП без указания уникальных идентификаторов, к которым относятся, в том числе номер СНИЛС, ИНН.
Чтобы исключить недоразумения при идентификации должников, планируется, что сотрудники службы судебных приставов получат доступ к личным данным граждан в ГИС (государственных информационных систем) и у операторов мобильной связи.
- Сведения, которые станут доступными для ФССП:
- страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- реквизиты гражданского паспорта.
Время на получения указанной информации будет занимать не более суток.
Планируемые изменения в опциях суперсервиса «Цифровое исполнительное производство»
Связь между службой приставов с другими участниками исполнительного производства осуществляется посредством межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и интернет-портала «Госуслуги». Рассматриваемый законопроект устранит правовые ограничения, существующие в настоящий момент при взаимодействии различными ведомствами в рамках СМЭВ.
- Портал «Госуслуги» в 2019 году запустил прототип суперсервиса «Цифровое исполнительное производство». Для справки: суперсервис — это комплекс государственных услуг, предназначенный для решения конкретной жизненной ситуации. Сейчас на портале для граждан в рамках этого суперсервиса доступны следующие услуги:
- информирование о ходе исполнительного производства;
- цифровое уведомление.
- Рассматриваемый законопроект предусматривает ещё одно важное нововведение: внедрение в суперсервис по исполнительным производствам опции по автоматизации принятия решений. Это коснется следующих направлений:
- возбуждение, приостановление и окончание судебного производства;
- взыскание исполнительского сбора;
- установление и отмена различных правовых ограничений и запретов для гражданина-должника;
- наложение и снятие ареста;
- предоставление отсрочки или рассрочки исполнения наказания;
- наложение и отмена взысканий на денежные средства должника, в том числе — на заработную плату и прочие доходы.
- Цель реализации опции автоматического принятия решений:
- повышение эффективности работы ФССП;
- сокращение бюджетных средств на исполнительное производство;
- своевременность исполнения судебных решений.
Какие суперсервисы уже доступны гражданам России, и какие будут введены в действие в ближайшее время
- Действующие суперсервисы:
- «Европротокол онлайн» (оформление ДТП в электронном формате);
- «Поступление в ВУЗ онлайн» (подача документов для поступления в удаленном режиме);
- «Социальная поддержка онлайн» (меры соц. поддержки, актуальные на текущий период для конкретного гражданина с возможностью получения их в онлайн-режиме);
- «Трудовые отношения онлайн» (возможность заключить или расторгнуть трудовой договор, получить выписку из трудовой книжки, встать на учет в службе занятости в электронном формате);
- «Пенсия онлайн» (оформление пенсии, получение выписок о ее начислении);
- «Онлайн помощь при инвалидности» (дистанционная запись на мед. комиссию, оформление пенсии и т. д.);
- «Цифровое исполнительное производство».
- До конца 2021 года начнут работать еще несколько суперсервисов:
- «Уведомление и обжалование штрафов за нарушение ПДД онлайн»;
- «Правосудие онлайн»;
- «Рождение ребенка»;
- «Утрата близкого человека»;
- «Трудовая миграция онлайн»;
- «Мое здоровье онлайн».