Размер штрафа за попытку проехать по коммерческой трассе бесплатно составит 2,5-10 тысяч рублей. Соответствующее постановление будет приходить в течение 5-дней после нарушения. Данные меры предусмотрены новым законопроектом Минтранса, который уже отправлен на рассмотрение в Правительство РФ. Штрафные меры воздействия будут применяться, если водитель проехал пункт оплаты, сломав пропускное заграждение, или не внёс платёж в системе безбарьерного проезда. Последняя ещё не внедрена, но будет действовать на Центральной кольцевой автодороге, строительство которой сейчас завершается.
Потенциальные поправки будут внесены в несколько нормативных актов. Так, согласно статье 12.21.4, которая появится в административном кодексе, штраф в 2,5 тыс. рублей будут отправляться владельцу автомобиля почтой. Фиксация нарушения будет осуществляться с помощью камеры будет на пункте взимания платы. Для транспорта, принадлежащего корпоративным перевозчикам, штраф будет отправлен находившемуся за рулём водителю. Важно отметить, что повторное нарушение правил проезда приведёт к штрафу в 10 тысяч рублей. За отправку штрафов будет отвечать Ространснадзор, куда информация будет поступать от госкомпании «Автодор» через специальную программу.
Закон «Об автодорогах и дорожной деятельности» предусматривает для автомобилистов 5-ти дневное окно, в течение которого они смогут оплатить проезд после нарушения. По истечению этого периода проезд будет считаться неоплаченным и водителю будет вынесен штраф.
Внедрение штрафных санкций за неоплаченный проезд обсуждается властями с 2014 года. В первую очередь это актуально для трасс с системой freeflow, где пункты контроля можно проезжать почти без остановки или полностью исключить их. Такая система много лет используется за рубежом, а в России она будет действовать на центральной кольцевой автодороге. Также система штрафов будет актуальна и на традиционных коммерческих дорогах с шлагбаумами, где они зачастую не могут остановить водителей. Особенно, когда речь идет о большегрузах.
Заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков высказался по этому вопросу, отметив, что отказ от уплаты за проезд по платной дороге — умышленное нарушение. По его мнению, давать 5-дневный срок на уплату не нужно и необходимо сразу штрафовать на 5 тысяч рублей, потому что такое нарушение часто связано с созданием аварийных ситуаций. С ним согласен директор АО «Новое качество дорог» (оператора платных дорог) Вячеслав Некрасов. Он говорит, что «введение штрафов — мера необходимая. Ежедневно на наших ПВП возникает до 80 нештатных ситуаций, вызванных желанием участников движения проехать без оплаты». Он также отмечает, что поступления от штрафов помогут операторам платных дорог с возмещением потерь от недополученной платы за проезд.
С необходимостью внедрения системы штрафов согласна и Северо-Западная концессионная компания (СЗКК, оператор трассы М-11). Ее представители отмечают, что штраф должен делиться пополам: одна часть направляться государству, а вторая — владельцу платной дороги за недополученную прибыль. «Общая сумма должна быть выше стоимости самого проезда, чтобы отбить желание нарушать в следующий раз», — считают в СЗКК.