Согласно закону, каждый владелец жилья в многоквартирном доме имеет право проверить работу управляющей компании. На федеральном уровне деятельность таких организаций регламентируется следующими документами:
- Жилищный Кодекс РФ (ст. 13, 20, 196);
- СанПиН 2.1.2.2645-10;
- СанПиН 42-128-4690-88;
- Постановления Правительства РФ № 322 и № 493;
- Кодекс об административных правонарушениях (ст. 6.4, 14.6, 14.7, 14.24).
На региональном уровне контроль осуществляется согласно местным нормативным актам, а также документам:
- Жилищный Кодекс РФ (ст. 20);
- Постановление Правительства РФ № 493;
- Федеральные законы № 131 и № 210.
В указанных правовых актах подробно прописаны полномочия контролирующих органов и сферы деятельности, за которыми они должны осуществлять надзор.
Контролирующие органы в сфере ЖКХ
Контроль жилищно-коммунального хозяйства осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном.
Федеральный не является основным. Госорганы дают методические рекомендации и вырабатывают общие правила. Этим занимаются три организации:
- Минстрой РФ — утверждает нормативы, порядок предоставления и критерии качества услуг;
- Минэнерго РФ — определяет нормы теплоснабжения;
- Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — контролирует цены на тепло- и водоснабжение.
Проверять деятельность управляющей компании на местном уровне должны региональные органы:
- Госжилнадзор. Контролирует качество содержания жилых помещений;
- Комитет по тарифам. Это может быть Минэнерго, РЭК или другое ведомство. Устанавливает тарифы на услуги ЖКХ;
- Региональные отделения Роспотребнадзора. Следят за качеством ЖКУ.
Ответственность за соблюдение законов на местном уровне осуществляет Управление ЖКХ при администрации населенного пункта. Оно проводит лицензионный контроль управляющих компаний.
Как проверить лицензию управляющей компании
Проверить лицензию управляющей компании можно на официальном сайте: http://dom.gosuslugi.ru/#/srlLicenses. У любой организации, которая работает в сфере ЖКХ, должна быть лицензия (согласно Жилищному Кодексу и Федеральному закону № 99). Чтобы удостовериться в её действительности, нужно ввести в форму поиска следующие данные:
- известные сведения о компании: название или имя ИП, ОГРН, ОГРНИП, ИНН;
- номер лицензии;
- дату регистрации лицензии.
Сервис предоставляет данные по действующим, прекратившим действие и аннулированным лицензиям.
Запрос на документ о размере и перечне обязательных платежей
Государство на федеральном уровне устанавливает тарифы на газ, электричество, отопление, канализацию и водоснабжение. Решение о размере тарифов на косметический ремонт дома, сбор мусора, благоустройство территории и другие услуги устанавливают жильцы на общем собрании собственников.
Однако можно проверить тарифы ЖКХ в документах управляющей компании. Организация, осуществляющая управление жилым домом, не уполномочена менять их без ведома квартиросъемщиков. И если цифры в квитанциях на оплату коммунальных услуг вызывают подозрения, необходимо запросить у компании документ о размере и перечне обязательных платежей.
Заявление пишется в свободной форме, но согласно правилам оформления заявлений. Желательно приложить к нему копии квитанций. Документ в письменном виде нужно отправить по почте либо лично передать секретарю организации, обязательно получив расписку о регистрации обращения.
Запрос на отчёт о проделанной работе
Закон обязывает управляющие компании ежегодно предоставлять жильцам отчёт о проделанной работе, в котором указываются:
- информация о компании;
- технические сведения о доме;
- сведения о коммуникациях;
- уровень благоустройства дома;
- перечень услуг и компаний, которые их оказывают;
- информация об использовании общего имущества;
- сведения о сборе средств на капремонт;
- информация о земельном участке.
Каждый собственник имеет право в любое время запросить отчёт за определённый период времени. Процедура аналогична той, которая требуется для того, чтобы проверить управляющую компанию на обоснованность тарифов ЖКХ.
Собрание собственников
Все вопросы по управлению многоквартирным домом решает общее собрание собственников. Оно проводится раз в год или чаще, в зависимости от ситуации.
На собрании обсуждаются такие вопросы, как:
- ремонт, капремонт, реконструкция дома;
- способ формирования фонда капитального ремонта;
- получение кредита или займа на капремонт;
- пределы использования и благоустройство земельного участка;
- заключение договоров с компаниями на размещение рекламы в подъездах и т.д.;
- выбор способа управления домом;
- выход из программы реновации;
- перевод жилого помещения в нежилое;
- сотрудничество с организациями, работающими с твердыми отходами.
Протокол, в котором фиксируется решение жильцов по всем вопросам, передается управляющей компании.