Личный кабинет

Утилизационный сбор на автомобили

Обеспечение экологической безопасности и развития транспортной отрасли — одно из направлений государственной политики. Внедрение в практику утилизационного сбора на автомобили способствует решению сразу нескольких задач: поддерживает благополучие окружающей среды, увеличивает спрос на экологически чистый транспорт.

Что такое утилизационный сбор?

Это особый вид налогового обязательства, введённого государством с целью стимулирования правильной утилизации транспортных средств (ТС). Основной задачей данной выплаты является минимизация негативного воздействия старых и вышедших из эксплуатации автомобилей на окружающую среду. Поступившие средства используются для финансирования программ по переработке и утилизации, чтобы способствовать уменьшению объёмов опасных отходов.

Одна из основных особенностей утильсбора — его прогрессивная структура. Это значит, что размер меняется в зависимости от класса и экологических характеристик ТС. Чем более экологически оно небезопасно, тем выше стоимость его утилизации. Такая дифференциация побуждает автопроизводителей инвестировать в технологии, снижающие вредные выбросы и продлевающие срок службы машин.

О важности проблемы говорит тот факт, что обязательность уплаты утилизации машин регламентируется на законодательном уровне. Это прописано в следующих актах:

  • Федеральный закон (ФЗ) № 89-ФЗ от 24.06.1998 в редакции от 08.08.2024 (вступила в силу с 01.09.2024);
  • Постановление Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 в редакции от 13.09.2024 (вступила в силу 01.10.2024) + Постановление Правительства РФ № 1255 от 13.09.2024 — правила и коэффициенты для колёсных ТС и прицепов к ним (в последнем документе также указано, что выплаты на утилизацию будут индексироваться каждый год);
  • Постановление Правительства РФ № 81 от 06.02.2016 в редакции от 13.09.2024 (вступила в силу с 01.10.2024).

Оплачивать утилизацию должны:

  • импортеры — при ввозе ТС иностранного производства на территорию России;
  • производители — после сборки автомобилей на заводах в РФ, независимо от того, является компания отечественной или зарубежной;
  • покупатели — если машина ввозится из-за границы для регистрации в нашей стране или платёж не был сделан ранее (причина не имеет значения).

Таким образом, сбор на утилизацию автомобиля — это составляющая его стоимости, которую в конечном счёте платит покупатель.

Утилизация оплачивается единожды за каждое ТС. Если производитель, импортёр или первый владелец авто уже выполнили платёж, то следующие собственники освобождаются от этой обязанности.

Исключение составляют случаи, когда модернизация транспортного средства влечёт изменения в его технических или эксплуатационных характеристиках. Тогда оно подлежит повторной официальной классификации, и обязанность выплаты ложится на автовладельца.

Отслеживанием оплаты утилизационного сбора занимаются таможенные службы и налоговые органы. Они обязаны проверять документацию на каждое ТС, поступающее на территорию страны или производимое внутри её, чтобы убедиться в правильности и своевременности внесения нужных платежей. В случае обнаружения нарушений юридические и физических лица обязаны оплатить пени за неуплату. Они составляют 1/300 ставки Центрального Банка РФ за период неуплаты.

Как рассчитать утильсбор?

Исчисление суммы утилизации зависит от нескольких факторов:

  1. Категории ТС

    К легковым машинам, грузовикам, автобусам, мотоциклам или спецтехнике применяются разные базовые тарифы и коэффициенты.

  2. Даты производства автомобиля (до 3 лет и старше), его экологического класса

    Например, льготный коэффициент для машин, ввозимых частными лицами для личной эксплуатации с объёмом двигателя до 1000 кубических см в 2024 году (Постановление № 1255):

    • до 3 лет с момента выпуска — 0,17
    • старше 3 лет — 0,26

    Коэффициент для более старых автомобилей с низким экологическим классом — значительно выше, так как их утилизация сложнее и поэтому стоит дороже.

  1. Объёма двигателя

    До 1000 куб. см, от 1001 до 2000 куб. см и т. д.

  2. Размера базовой ставки

    Для каждой категории и подкатегории транспорта законодательство устанавливает конкретный тариф. Он может меняться в зависимости от мотивов государственного регулирования и экономических условий. Законодательно предусмотрено, что они будут постепенно увеличиваться вплоть до 2030 года.

    Ставки по состоянию на 1 октября 2024 года:

    • легковые — 20 тыс. руб.,
    • грузовые и прицепы к ним — 150 тыс. руб.,
    • тракторы, спецтехника, прицепы к ним — 172,5 тыс. руб.

Обобщив всю полученную информацию, можно приступать к расчёту. Он сводится к умножению базового тарифа на показатель коэффициента, установленного для конкретной категории транспорта. Формула расчёта утилизационного сбора будет выглядеть следующим образом:

Утильсбор = Базовая ставка × Коэффициент категории


Пример: Допустим, гражданин РФ ввёз легковой автомобиль из-за границы с объёмом движка 0,95 кубических литра для личного пользования. Текущая ставка составляет 20 тысяч рублей, а коэффициент для нового авто с таким двигателем равен 0,17.
Рассчитываем утильсбор:

20 000 рублей × 0,17 = 3 400 рублей.

Уплата утилизационного сбора на машину

Размер выплат на утилизацию для физических и юридических лиц отличается. Это обусловлено законодательными, экономическими и экологическими причинами:

  • организации и индивидуальные предприниматели занимаются коммерческой деятельностью и имеют доход от эксплуатации своего автотранспорта;
  • наличие собственного автопарка у юр. лиц или ИП предполагает нанесение большего совокупного урона окружающей среде;
  • низкие ставки для частных лиц поощряют потребителей к покупке новых автомобилей, а высокие для организаций — стимулируют к более продуманному подходу в управлении автопарком;
  • курс на сокращение негативного влияния автотранспорта на экологию мотивирует покупателей на приобретение более экологичных транспортных средств.

ПримечаниеПроизводители машин и покупатели в России должны уплачивать сбор в ФНС, а импортёры — при ввозе на таможне.

Физические лица

Размеры коэффициента для транспорта, предназначенного для личного и коммерческого пользования, отличаются в разы. По льготному коэффициенту утильсбор рассчитывается при соблюдении таких условий:

  • он будет эксплуатироваться только в личных целях;
  • это единственный автомобиль, ввезённый конкретным человеком в течение 12 месяцев;
  • ТС в течение одного года не будет отчуждено (продано, подарено).

Для справкиЕсли хотя бы одно из указанных условий не будет выполнено, то сбор на машину будет пересчитан и доначислен. Уплачивать его должен будет владелец, который им является на текущий момент времени. Такая ситуация возможна, например, если машина была куплена у гражданина, прописанного в Калининградской области и вывезённая за её пределы.

В каких случаях частному лицу (добросовестному покупателю) придётся платить сбор, даже если он приобретал машину, спустя несколько лет после её ввоза из-за рубежа:

  • автомобиль был продан ему менее чем через год после его ввоза;
  • если он эксплуатировался в коммерческих целях.

Юридические лица

При расчёте и оплате утильсбора организациями и ИП есть свои особенности:

  1. Оплатить его нужно до оформления ПТС на бумажном или электронном носителе. То есть для производителей — это срок до момента продажи, для импортёров — до окончания регистрации документов на таможне;
  2. Крупнейшие автопроизводители должны оплачивать сбор не позднее 45 дней с даты предоставления его расчёта. Для иных производителей срок не регламентируется;
  3. Без наличия квитанции об оплате зарегистрировать ТС не получится. Документ о перечислении средств на счёт Федерального казначейства — доказательство выполнения обязательств по уплате утилизации;
  4. Исчисление размера оплаты выполняется импортёрами и производителями самостоятельно. Расчёт суммы для предоставления на таможне оформляется и заполняется по форме, утверждённой приказом ФНС России №ММВ-7-3/577@ от 24.10.2016. Срок подачи этого документа — 15 дней с момента ввоза автомобиля. После проверки расчёта и перечисления нужной суммы таможня поставит в ПТС штамп о том, что указанный платёж сделан, и выдаст таможенный приходный ордер. Ошибки в расчётах могут привести к задержкам в оформлении документов и необходимости дополнительных проверок.

Для сведенияУзнать, какие документы потребуются для оформления услуги, вы можете в материале «Утилизация автомобиля в 2024 году» из нашего раздела «Статьи».

Утильсбор на транспортные средства и спецтехнику

Суть утилизационного сбора состоит в сохранении экологии, поэтому все требования по его уплате касаются и спецтехники. Его нужно рассчитывать и оплачивать в порядке, аналогичном таковым для прочего транспорта. Мы обозначим основные моменты:

  • уплачивается один раз для конкретного ТС;
  • обязанность уплаты возлагается: на автопроизводителей в РФ (независимо от государственной принадлежности завода), на покупателей в России (если сбор не уплачен ранее), на импортёров, ввозящих технику из-за рубежа;
  • базовая ставка для расчёта — 150 000 рублей для грузовиков, 172 500 — для спецтехники;
  • итоговый размер утильсбора зависит от коэффициента, установленного в зависимости от года выпуска спецтехники (до 3 лет или старше), объёма двигателя. Коэффициенты приведены в Постановлении Правительства РФ № 1255 от 13.09.2024.

Например, для нового бульдозера до 100 л. с. платёж на утилизацию составляет 690 тыс. руб., для нового экскаватора от 250 л. с. — 1 млн 380 тыс. руб., а для самоходного крана от 250 л. с. — 5 млн 226 тыс. 750 рублей.

Кому не нужно платить сбор?

Некоторые типы автомобилей освобождаются от утилизационной уплаты. Это прописано в части 6 ст. 24.1 ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1998. В каких случаях это возможно?

  • ТС принадлежит беженцам, вынужденным переселенцам или участникам программы переселения соотечественников, при условии, что машина ввозится через таможню как личное имущество конкретного человека.

    Такой подход к освобождению от уплаты платежа отражает стремление нашего государства поддерживать эти категории граждан и признавать особые обстоятельства их пребывания на территории России. Введение этих исключений позволяет снизить финансовую нагрузку на людей, вынужденных менять место жительства из-за чрезвычайных ситуаций.

  • Автомобиль находится в собственности консульства, посольства, международных организаций с дипломатической защитой и привилегиями, а также их сотрудников и членов семей.
  • Если машине более 30 лет, она восстановлена до оригинального состояния и не используется в коммерческих целях.

    Отсутствие утилизационных выплат помогает сохранить культурное и историческое наследие (отреставрированных раритетных авто). Такая мера способствует поддержанию интереса к реставрации и сохранению уникальных образцов автомобильной истории. Ограничение использования этих автомобилей только некоммерческими целями защищает рынок от возможных негативных манипуляций.

  • Если машина моложе 3 лет, она ввозится и эксплуатируется только в Калининградской области (удалённом регионе с ограниченной транспортной доступностью).

    Это повышает возможность покупки экологически безопасных транспортных средств для местных жителей, стимулируя развитие данного субъекта РФ.

  • ТС временно ввезено в Россию, т. е. на период до одного года.

    Это соответствует установке международных стандартов в сфере временного завоза транспортных средств и более тесной интеграции России в мировое сообщество.

  • Машины, на которые ПТС было выдано до 1 сентября 2012 года.

К сведениюДля получения права на вышеописанные льготы владельцы автомобилей обязаны предоставлять соответствующие документальные подтверждения. Это необходимо для предотвращения злоупотреблений в применении исключений. Такой подход отвечает принципам прозрачности и законности, что в конечном итоге способствует эффективному функционированию утилизационной системы.

Оплатить сбор на утилизацию и выполнить проверку штрафов ГИБДД по номеру УИН и сразу погасить их можно на нашем сайте. Это быстро, надёжно и безопасно.


Читать также

Статьи:ФНСВсе
Статьи:ФНСВсе