Правила дорожного движения (ПДД) предусматривают определенные нормы по допустимым параметрам грузового транспорта, передвигающегося по дорогам общего назначения. Это связано, в первую очередь, с обеспечением безопасности дорожного движения, во вторую — с сохранностью дорожного полотна для длительного срока эксплуатации.
Параметры автотранспорта, находящиеся под надзором госавтоинспекции:
- габариты (длина, ширина, высота);
- нагрузка на ось;
- масса.
Перечисленные характеристики должны отвечать нормам, зафиксированным в Постановлении Правительства РФ № 2200 от 21.12.2020 года. Если какие-либо величины выше установленных, то необходимо получать спец. допуск на передвижение. В противном случае владельцев автотранспорта ждут штрафные санкции, в том числе — штрафы весового контроля.
Пункты контроля веса автотранспорта
Для того чтобы убедиться, что масса автомобиля удовлетворяет требуемым показателям, на дорогах устанавливают специальные посты, оборудованные весами и датчиками. Режим проверочной процедуры может быть выборочным или тотальным.
Обследование весогабаритных показателей может выполняться на постах трёх типов:
- стационарных;
- передвижных;
- автоматических.
Осуществление весового контроля на стационарных и передвижных пунктах выполняется такими методами:
- визуальным осмотром;
- измерением с помощью соответствующего оборудования;
- проверкой документов.
Алгоритм выявления потенциальных нарушителей также определяется определённым протоколом:
- представитель надзорных органов визуально выявляет автомобиль с вероятным перекрыванием параметров веса;
- останавливает данный автомобиль;
- направляет или сопровождает его на пост стационарной или мобильной диагностики, где проводятся необходимые замеры;
- в случае несоответствия нормативам оформляется акт и выписывается штраф (не позднее 3 часов с момента фиксации несоответствия). Акт составляется в 3 экземплярах (сотруднику контрольного поста, владельцу автодороги, водителю).
К пунктам измерений весового контроля перегруза предъявляются определённые требования, утвержденные Приказом Минтранса России № 348 от 31.08.2020.
Стационарные
Основные условия:
- стационарные пункты весогабаритного контроля (СПВГК) устанавливаются в конкретных точках на трассе на оборудованных площадках вне дорожного полотна. На диагностическом посту должно быть: взвешивающая аппаратура, видеонаблюдение, освещение, оборудованное помещение для сотрудников;
- исследования выполняются штатным оператором.
Передвижные
Такие контрольные точки оборудуют в специальных автофургонах, оснащая их измерительным оборудованием. Мобильный пост размещают на площадке рядом с автодорогой, чтобы не создавать помех транспортному движению. Проверку выполняет оператор пункта или сотрудник Ространснадзора.
Автоматические
АПВГК — автоматический пункт весового и габаритного контроля. Конструкция представляет собой измерительную рамку, вмонтированную в полотно дороги. Рамка оснащена диагностическими приборами:
- сенсорами, фиксирующими факт проезда автомобиля;
- видеокамерами, определяющими скорость движения грузовика и его госномер;
- датчиками, вычисляющими габаритные размеры машины;
- весами, взвешивающими автомобиль и рассчитывающими нагрузку на оси;
- передатчиками, пересылающими полученную информацию в общую базу данных.
Проведение весового контроля в данном случае не требует участия оператора. Все исследуемые параметры «считываются» автоматически. Большим преимуществом применения АПВГК является отсутствие необходимости остановки ТС или значительного снижения скорости движения. Наличие у владельца специального разрешения на превышение нормы груза (при необходимости такового) также проверяется дистанционно.
Условия, которым должны соответствовать автоматические контрольные посты:
- наличие всех необходимых приборов измерений исследуемых параметров;
- нанесенная разметка и дорожные знаки, позволяющие водителю сориентироваться в ситуации, в том числе — уменьшить скорость до определённых значений для получения возможности точного измерения;
- электрическое освещение для работы в ночной период;
- телекоммуникационная аппаратура для связи с базой данных;
- наличие информационных табло, извещающих о нарушении норм весогабаритных показателей.
Как осуществляется обработка факта превышения массы без наличия особых разрешительных документов:
- при фиксации несоблюдения правил, автоматика пересылает информацию в единую базу. Далее оператор или владелец дороги оформляет акт, подписывает усиленной электронной подписью и пересылает его в надзорные органы;
- они, в свою очередь, составляют протокол и направляют собственнику грузовика штрафное извещение.
Весовые нормы, разрешенные законодательством
Максимальная масса авто вместе с грузом зависит от количества осей на машине:
- 2 оси ≤ 18 тонн,
- 3 ≤ 25 т,
- 4 ≤ 32 т,
- от 5 ≤ 38 т.
Если грузовик не одиночный, а с прицепом или является автопоездом, то нормы немного выше:
- 3 оси ≤ 28 тонн,
- 4 ≤ 36 т,
- 5 ≤ 40 т,
- от 6 ≤ 44 т.
Что делать, если АПВГК зафиксировал перегруз?
Алгоритм действий водителя, если он увидел на информационном табло, что его ТС имеет несанкционированный перегруз:
- остановить автомобиль в месте, где он не будет мешать автомобильному движению;
- если перегруз вызван смещением груза по осям, то следует (при возможности) его устранить. При невозможности — следовать далее.
При этом штрафы весового контроля все равно придется оплатить.
Основные правила
С сентября 2021 года были введены в действие обновлённые правила движения автотранспорта на территории АПВГК. Они прописаны в Постановлении Правительства № 710 от 04.05.2021 г. В документе указано:
- въезд и выезд на территорию диагностической рамки должны быть указаны специальными знаками;
- в указанной зоне автомобилям нельзя разворачиваться, останавливаться и применять фары-прожекторы;
- нельзя выезжать на «встречку» или на обочину;
- необходимо соблюдать дистанцию 20 метров с другими ТС.
Для справки: о том, как следует перевозить негабаритные грузы, можно прочитать в другой статье нашего интернет-портала.
Какие штрафы за перегруз
Штрафы весового контроля прописаны в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РФ в статье 12.21.1. Размеры денежного взыскания напрямую зависят от величин перевеса в процентах и от способа фиксации нарушения.
Штрафное наказание за превышение от 2 до 10 процентов веса без спец. разрешения или же при его наличии:
- водителю — от 1 до 10,5 тыс. рублей;
- должностному лицу — от 10 до 15 тыс.;
- юридическому — от 100 до 150 тысяч рублей.
Если же факт правонарушения был зафиксирован АПВГК, то квитанция о штрафных санкциях в размере 150 тыс. рублей отсылается владельцу ТС.
При несоответствии допустимого веса к реальному более 10, но менее 20 процентов без спец. разрешения денежное взыскание составляет:
- шоферу — от 3 до 4 тыс. рублей,
- должностному лицу — от 20 до 30 тыс.;
- юридическому — от 250 до 300 тысяч рублей.
Если данный факт был обнаружен автоматическими измерительными средствами, то штрафная квитанция на 300 тыс. рублей направляется собственнику грузовика.
Перевес от 20 до 50 процентов без выписанного разрешения карается такими санкциями:
- водителю — от 5 до 10 тыс. руб. или лишение прав до 4 месяцев;
- должностному лицу — от 35 до 40 тыс.;
- юридическому — от 350 до 400 тысяч руб.
При фиксации правонарушения автоматикой штрафная ответственность назначается владельцу автомобиля с уплатой 400 тыс. рублей.
В случае, если превышается вес, указанный в специальном допуске, то меры ответственности ужесточаются:
Нарушение (превышение в %) | Водителю (руб.) | Должностному лицу (руб.) | Юридическому лицу (руб.) | Собственнику (если превышение зафиксировано АПВГК) (руб.) |
---|---|---|---|---|
10 – 20 | 3 000 – 3 500 | 20 000 – 25 000 | 200 000 – 250 000 | 250 000 |
20 – 50 | 4 000 – 5 000 (или лишение прав до 3 месяцев) | 30 000 – 40 000 | 300 000 – 400 000 | 400 000 |
И, наконец, если вес превышен более чем на 50 % (со спец. допуском или без него), то наказание по этой статье КоАП максимально:
- водителю — от 7 до 10 тыс. руб. или лишение прав до полугода;
- должностному лицу — от 45 до 50 тыс.;
- юридическому лицу — от 400 до 500 тысяч руб.
При перегрузе, зафиксированном на весовом контроле автоматикой, взыскание в 500 тысяч рублей должен заплатить автовладелец.
Важно: неуплата штрафов является административным правонарушением, которое, в свою очередь, карается мерами административного воздействия. В случае установления нарушения средствами автоматической фиксации (т. е. без непосредственного присутствия собственника автотранспорта), штрафное извещение может не дойти до него. И тогда владелец машины может стать должником. Чтобы такого не случилось, следует проверить штраф в ГИБДД через интернет-портал «Оплата Госуслуг». Это займёт всего пару минут, но может предотвратить ещё более серьёзные денежные траты.