Личный кабинет

Россия и Беларусь введут единый полис ОСАГО

В октябре 2022 года на заседании Комиссии Парламентского собрания было вынесено предложение по введению единого ОСАГО для России и республики Беларусь. По мнению участников Совета, это должно упростить передвижение водителей в Союзном государстве, а также в какой-то степени заменить привычную нам «Зелёную карту».

Мы решили разобраться, как далеко продвинулось развитие этой концепции в новом году, какие изменения ждут водителей и сколько будет стоить единая страховка.

Какие изменения грядут

Для начала мы бы хотели выдвинуть основные нововведения, которые запланировали чиновники:

  • На первом этапе национальное ОСАГО сохранится, но плюс к этому появится возможность использовать его в другой стране;
  • Международная «Зелёная карта» по-прежнему останется в продаже;
  • Все условия по договору ОСАГО (льготы, компенсации и пр.) будут определяться в зависимости от гражданства страхователя. Этот же фактор будет влиять на стоимость полиса;
  • Покрытие страховых случаев будет происходить по тем же правилам, что и для «Зеленой карты»;
  • Изменится текущий порядок страхования, а вместе с ним и суммы страховки.

Как видите, пока никаких глобальных перестроек в системе не произойдёт. Только появятся дополнительные возможности.

Сроки запуска

По принятому модельному закону выйти на единую систему ОСАГО планировалось уже к середине 2023 года.

Известно, что 27 марта состоится очередной Совет Парламентского собрания, на котором должны принять окончательное решение по утверждению проекта. Если всё пройдёт успешно, то водители смогут оформить новую страховку уже в начале лета.

Цена страховки

Если говорить о стоимости полиса, то, по словам чиновников, она должна быть одинаковой и для россиян, и для белорусов. Но, пока система находится на этапе разработки, суммы для каждой из стран могут различаться. Это значит, что на данный момент порядок заключения договора ОСАГО, урегулирование вопросов потерпевших, а также ценообразование будет определять и контролировать законодательство государства-эмитента страховки. Также важно отметить, что размер компенсации тоже будет зависеть от тарифов, установленных в стране, на территории которой произошло ДТП.

Несмотря на то, что говорить о точных суммах пока рано, можно выделить несколько важных и довольно интересных моментов, касающихся вопроса стоимости:

  • Во-первых, на стоимость единого полиса ОСАГО для России и республики Беларусь влияет мощность двигателя машины, стаж водителя, его аварийная история и коэффициенты, действующие на конкретной территории/в регионе;
  • Во-вторых, на сегодняшний день российская страховка стоит дороже белорусской. Поэтому, если законодательные нормы нашей страны сделают едиными, то для соседей это однозначно станет плохой новостью;
  • В-третьих, лимит компенсации за вред здоровью и имуществу водителя в Белоруссии составляет более 600 000 рублей, а в РФ — 400 000–500 000 рублей;
  • В-четвёртых, стоимость расширенного ОСАГО будет выше обычного полиса, потому что он будет включать в себя риски по возмещению ущерба и в соседней стране.

Для кого подорожает полис ОСАГО

Подорожание полиса может затронуть не только белорусских водителей. Всё потому, что страховой бизнес в новых условиях непременно захочет переложить в стоимость ОСАГО свои административные расходы. Плюс к этому увеличится риск наступления страхового случая, что тоже обязательно учтут страховщики. Поэтому готовиться к переменам нужно всем.

Влияние коэффициента на стоимость

У многих экспертов появились претензии к тарификации из-за введения правил расчёта стоимости страховки по новым коэффициентам. Только с аварийностью они никак не связаны. Следовательно, если по ходу изменения законодательства обеих стран их не будут учитывать, то для всех водителей это станет существенным преимуществом.

Важно Напомним, что минимальная базовая ставка ОСАГО для водителей легковых машин с сентября 2022 года составляет 1 646 рублей, а максимальная — 7 535 рублей. Подробнее об этих и других изменениях в ПДД 2023 года, читайте в других полезных материалах раздела «Важно знать».

Виды страховки

По факту, в России и Белоруссии будет доступна страховка на территории:

  • Одной страны, где был выдан полис,
  • Союзного государства — независимо от того, где он был оформлен.

То есть вы сможете спокойно приобрести полис с расширением на выбранную страну, поэтому российское ОСАГО будет действовать и в Беларуси.

В качестве примера давайте представим себе ситуацию:

Гражданин В. вынужден регулярно ездить в командировки по работе из России в Белоруссию. Поэтому каждый раз ему приходится оформлять «Зеленую карту». В соответствии с тарифным планом, стоимость этого документа для легкового автомобиля составляет — 970 рублей на 15 дней и 1 290 рублей на месяц (по данным крупной страховой компании). Но с внедрением единой системы страхования мужчина сможет сэкономить своё время и деньги, оформив национальное ОСАГО всего один раз.

Следовательно, услуга по расширению действия страховки особенно актуальна для той категории водителей, которые достаточно часто посещают соседнее государство.

Заключение

Подведём итоги

  • В 2023 году у водителей появится возможность получить единый полис ОСАГО Россия-Беларусь для свободного пересечения границ Союзного государства;
  • Единая страховка заменит водителям «Зеленую карту», причём по правилам последнего документа будет проходить весь процесс оформления дорожно-транспортных происшествий;
  • Действие новой системы намечено на начало лета;
  • Первое время каждая из стран будет устанавливать тарифные планы, контролировать условия выполнения системы страхования и разбираться в причинах ДТП в индивидуальном порядке;
  • Покупка единого ОСАГО обойдётся водителям несколько дороже классического полиса, но власти обещают сделать её доступной.

В любом случае пока нам остаётся только ждать решения очередного заседания комиссии. Возможно, что уже после его окончания и официального принятия законопроекта, мы сможем узнать точную стоимость данной услуги и правила её оформления.


Читать также

Статьи:ГИБДДВсе
Статьи:ГИБДДВсе