Истории автомобилистов, о том, как они попали в яму на дороге и повредили колесо, далеко не редкость. Особенно часто с такой проблемой приходится сталкиваться во время смены сезонов — осенью и весной. Дороги с выбоинами и ямами сегодня встречаются во всех населенных пунктах страны, и хлопоты, которые они доставляют владельцам авто сложно преувеличить.
Даже при самой аккуратной езде есть риск не заметить сильные ухабы на дороге и столкнуться с повреждениями автомобиля. Зачастую в такой ситуации автомобилисты не знают, как правильно поступить и просто ремонтируют автомобиль за свои деньги. Что же делать, если вы все же пробили колесо и виной тому стала яма на дороге? Действовать так же, как и в случае с обычным ДТП и добиваться компенсации своих расходов.
Является ли попадание в яму ДТП?
Если вы пробили колесо в яме на дороге, то произошедшее можно на законных основаниях отнести к ДТП. По официальному определению к дорожно-транспортному происшествию относятся любые ситуации, которые возникли в процесс движения и привели к повреждению транспортных средств, сооружений, гибели или ранению людей. Исходя из этого, нужно следовать тому же алгоритму, что и при любой другой аварии.
- Необходимо выставить аварийный знак и включить сигнал аварийной остановки. Может потребоваться освободить проезжую часть, если вы мешаете движению других транспортных средств, и машина остается на ходу. Перед этим обязательно провести самостоятельную фото и видео фиксацию места происшествия.
- Следующим шагом будет звонок в ГИБДД. Сотрудники полиции должны выехать к вам для оформления всех необходимых документов.
- После приезда стражей порядка важно не только зафиксировать все детали ДТП, но и измерить размеры ямы, указать ее на схеме и отметить отсутствие предупреждающих дорожных знаков в протоколе.
- Когда происшествие окажется зафиксированным на месте или в отделении ГИБДД, если вы приехали туда сами, внимательно прочитайте справку. В ней должны быть отражены подробности полученных повреждений и информация о выбоине, ставшей причиной ДТП.
На кого подавать в суд?
Прежде, чем подавать в суд и добиваться взыскания ущерба, после попадания в яму на дороге, необходимо найти ответчика. Чтобы выяснить, кто несет ответственность за состояние данного участка дороги, потребуется обратиться к местной администрации. В государственной структуре должен быть заключен договор с организацией, которая занимается обслуживанием дорожного полотна на этой территории. По закону именно она должна возместить вам ущерб и оплатить ремонт.
На деле такие организации редко оказываются заинтересованными в признании своей вины и выплаты денежных средств мирным путем. Обычно справедливости приходится добиваться через суд, после проведения экспертизы и подготовки доказательств. Перед подачей иска в суд, не лишним будет проверить наличие неоплаченных штрафов и налогов. Отсутствие задолженностей покажет вас, как законопослушного водителя.
Выяснить, кто обязан ремонтировать и обслуживать участок дороги, на котором произошло ДТП, также можно в ГИБДД. Зачастую сотрудники ДПС сами выписывают постановление на юридическое лицо, которое является ответственным за ненадлежащее состояние дорожного полотна.
Какие доказательства необходимо собрать?
Найти ответственное лицо и зафиксировать ДТП — это только полдела. После этого нудно будет доказать свою правоту, что на деле не всегда оказывается простым делом. Даже если размеры ямы превышают все допустимые пределы, а повреждения на автомобиле видны невооруженным взглядом, потребуется собрать официальные доказательства.
Для начала, чтобы обратиться в суд и иметь возможность получить компенсацию, нужно показать, что причиной ДТП стало именно плохое состояние дорожного полотна. Сделать это можно только в том случае, если размеры ямы превышают предельно допустимые. Согласно ГОСТу, определяющему эксплуатационное состояние российских дорог, длина ямы не должна превышать 15 см, ширина — 60 см, а глубина — 5 см.
Данные о размерах ямы должны быть зафиксированы в протоколе ДТП, как в виде описания размеров, так и фотографий или видео. Важно проследить, чтобы в протоколе сотрудники полиции не добавили информацию о нарушении вами ПДД. Если правила вы не нарушали, а представители Госавтоинспекции уверены в обратном, необходимо написать жалобу на имя начальника местного отделения ГИБДД. Сделав это вам не придется доказывать, что вы попали в яму на дороге и повредили колесо по вине дорожных служб, а не по собственной неосторожности.
Следующим документом, который позволит вернуть потраченные на ремонт средства, будет экспертиза. Она поможет подтвердить имеющиеся повреждения. Лучше проводить ее сразу после происшествия, чтобы точно оценить сумму необходимой выплаты. При проведении взыскания не лишним будет получение в ГИБДД справки о неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия.
Как провести независимую экспертизу?
Независимая экспертиза является обязательным элементом получения компенсации за повреждения. Проводить ее должны только лицензированные компании, которые смогут предоставить точный отчет о дефектах, которые появились у авто после попадания в яму. Чтобы экспертиза была законной, и в суде были приняты ее результаты, ремонтировать автомобиль до ее проведения не стоит. Только так можно будет точно оценить сумму компенсации и рассчитывать на ее выплату.
Чтобы повысить свои шансы на выигрыш в суде, не лишним будет отправить письменное приглашение на экспертизу в ответственную дорожную компанию. Отсутствие представителей виновной стороны, которые были уведомлены о проведении экспертизы, даст вам дополнительный бонус на судебном процессе. При возникновении у суда вопросов, может возникнуть потребность в повторном проведении экспертизы. В любом случае действие в рамках законодательства поможет вам добиться справедливости.
Как взыскать ущерб за повреждение автомобиля?
Когда вопрос с фиксацией ДТП завершен, перед автомобилистом встает вопрос, как решить вопрос с возмещением ущерба. Первое, на что должен обратить внимание владелец машины, который попал в яму и повредил автомобиль, это тип страховки и характер полученных повреждений. Автомобилисты, оформившие КАСКО, могут сразу обратиться в страховую компанию и избежать необходимости искать ответчика, подавать заявление в суд. Им достаточно будет предоставить протокол ДТП и приехать в страховую компанию для оценки повреждений автомобиля.
Обладателям полиса ОСАГА потребуется найти ответственную дорожную службу, которая является ответчиком и собрать доказательства. Следующим этапом является обращение в ответственную организацию с досудебной претензией и предложением о добровольной компенсации затрат с указанием суммы. Если организация отказывается удовлетворить претензию, что обычно и происходит, пострадавший может обратиться в суд. Выиграв дело, вы можете потребовать возместить не только затраты на ремонт, но и расходы на судебные издержки.
Несмотря на то, что свою правоту можно доказать, попадание в яму автомобиля добавит его владельцу немало хлопот. Поэтому лучше обезопасить себя соблюдением скоростного режима и внимательностью во время езды. Если вам все-таки удалось объехать яму, но при этом пришлось нарушить правила и выехать на встречную полосу, вам может грозить штраф. Оплатить его лучше в самое ближайшее время, чтобы успеть воспользоваться льготным периодом.