Многие автошколы обеспокоены новой политикой ГАИ, касающейся проверок прав, выданных в результате прохождения учебной подготовки и сдачи экзаменов в специализированных учебных заведениях. Речь в частности идет о приказах МВД, регламентирующих порядок взаимодействия службы с автошколами. В первом законопроекте разработаны дополнительные требования к автошколам, без соответствия которым учебное заведение не сможет принимать экзамены на получение прав. Контроль над соблюдением требований и проверка на штрафы поручается непосредственно ГИБДД. Вторым законом предусмотрена возможность приема ГИБДД экзаменов с использованием технической базы аккредитованной автошколы.
С одной стороны сдача водительского экзамена ГАИ в привычном окружении автошколы выглядит весьма удобной. Может показаться, что госструктура идет навстречу гражданам, внедряя качественные услуги, например, такие как оплата штрафа ГИБДД онлайн. Однако эксперты оценили новые законы крайне неоднозначно. По их мнению, для того, чтобы данные нововведения заработали так, как это задумывали их авторы, в законы следует внести ряд правок и разработать дополнительные нормативные акты.
Еще одной темой, обсуждаемой экспертами в «Российской газете», стало аннулирование водительских прав – процесс, получивший в последние месяцы массовый характер. В течение прошлого года порядка 320 столичных водителей были лишены прав на том основании, что они состояли в наркологических и психдиспансерах. При этом имеющиеся противопоказания не помешали успешно им пройти обучение и сдать тесты.
Однако, помимо медицинских противопоказаний, причиной аннулирования удостоверений прокуратурой также может послужить тот факт, что автошкола, в котором они были получены, не получила заключение ГИБДД. Еще одним поводом для изъятия прав может послужить подозрение, что водитель заплатил за них, не проходя обучения. В результате огромное количество автошкол могут не получить заключение от сотрудников ГИБДД, соответственно, многим водителям придется заново подавать на права.
В чем причина возникшей проблемы?
В сложившейся ситуации нельзя обвинять исключительно ГИБДД, не уделяющей должного внимания проверкам автошкол. На данный момент у инспекторов попросту отсутствуют возможности для проверки подлинности лицензий, предоставляемым автошколам, медицинских справок и прочих документов.
Стоит отметить, что Правительство предполагало предотвратить подобные проблемы путем создания Реестра документов об образовании, который должен был разработать Рособрнадзор. С его помощью подлинность документа сверялась бы так же просто, как сейчас проходит проверка штрафа в единой базе данных. Неаккредитованные автошколы не смогли бы вносить документы в реестр, а водителям бы было крайне сложно купить права, не сдавая экзамен.
Схожие функции должен был выполнять реестр медицинских справок, реализация которого была поручена Министерству здравоохранения. При его наличии сотрудникам ГИБДД не составило бы труда проверить документ на подлинность и удостовериться, что кандидат на получение водительских прав не находится на учете в наркологическом диспансере или другом подобном заведении. Однако Минздрав настаивает на приоритете врачебной тайны, несмотря на то, что в Реестре не будут содержаться данные о диагнозах граждан.
В итоге реестры так и не были разработаны, водительские удостоверения получают лица, которые по закону не могут водить транспортным средством, а обычные водители, которым не повезло и они отучились в автошколе без заключения ГИБДД, будут лишены прав.
Грядут новые проверки автошкол
Реакция ГАИ оказалась достаточно предсказуемой: подразделения службы получили письмо, предписывающее готовиться к очередным проверкам автошкол. При этом новое указание отменяет ранее установленный порядок проверок и автошколы так и не получат заключение ГИБДД, соответственно водителям, прошедшим в них учебу, не будут выдаваться удостоверения.
Касаемо второго приказа: прием экзаменов сотрудниками ГИБДД на базе аккредитованной школы не является обязательным для исполнения. Даже при условии, что автошкола получила соответствующее заключение, это не означает, что ГИБДД будет принимать участие приеме экзамена. С подобной ситуацией связаны большие коррупционные риски, поскольку школы, в которых сотрудники ГИБДД появляются, получат конкурентное преимущество.