Личный кабинет

ФНС займется оформлением цифровых электронных подписей

25.01.2021

    Федеральная налоговая служба (ФНС) с июля 2021 года начнёт бесплатно выдавать электронную цифровую подпись (ЭЦП) следующим категориям налогоплательщиков:
  • юридическим лицам;
  • индивидуальным предпринимателям;
  • нотариусам.

ЭЦП — это набор символов, защищённых криптографией. Является эквивалентом личной подписи и (или) официальной печати. Необходима для удостоверения документов и действий, осуществляемых в электронном формате.

В настоящее время цифровая подпись выдаётся специальными аккредитованными удостоверяющими центрами (УЦ) на возмездной основе. ФНС в 2021 году планирует осуществлять эту функцию наравне с УЦ бесплатно для некоторых категорий плательщиков налогов.

Как говорят представители налоговой службы, данное нововведение продиктовано тем, что выдача ЭЦП, как и множество других государственных услуг, должна быть безвозмездной. Кроме того, в настоящее время каждая служба (например, Росреестр или ФНС) оформляет цифровые подписи только для внутриведомственного пользования. Каждая ЭЦП имеет свой срок действия, свои ограничения, свою стоимость. Очевидно, что это создает ощутимые неудобства для лиц, осуществляющих коммерческую деятельность.

ФНС подчёркивает, что цифровая подпись, которую будет выдавать налоговая с июля 2021 года, действительна для получения всех государственных и коммерческих услуг, а также для подписания любых электронных документов. Это значительно упростит цифровой документооборот между контрагентами и контролирующими органами.

Принятая в РФ программа развития электронного документооборота предусматривает, что к 2024 году доля цифровизации в этой сфере достигнет примерно 80 %. А с 2023 года на 10 % ежегодно будет снижаться объём документов в бумажном формате, запрашиваемых налоговиками. Всё это позволит сэкономить до 3,5 триллионов рублей в год. Именно такая сумма затрачивается на поддержание бумажного документооборота.

Дополнительным преимуществом новых ЭЦП является их защищенность от подделок вследствие усиления контроля со стороны государства. Как говорит генеральный директор FBK CyberSecurity Александр Черненко, не все ныне действующие удостоверяющие центры в точности соблюдают протокол идентификации владельца подписи. Иногда эти нарушения имеют негативные последствия.

По установленному нормативу, все УЦ в РФ до 01.07.2021 г. должны пройти переаккредитацию. Законом предусмотрен ряд требований, которым должны соответствовать эти центры. По прогнозам, множество из них новую аккредитацию пройти не смогут, общее количество удостоверяющих центров значительно уменьшится. Следовательно, увеличится потребность в ЭЦП, которые будет оформлять ФНС.


Читать также

Архив новостей:ФНСВсе
В новом году поменяется порядок налогообложения земельных участков
25.01.2024
В ФНС объяснили, как платить налог за несовершеннолетних детей
01.11.2023
ФНС сообщила о результатах эффективности единого налогового счета
28.09.2023
Архив новостей:ФНСВсе