График рабочей смены и отдыха обозначается в Правилах внутреннего трудового распорядка компании, где работает водитель. Когда будущий работник подписывает трудовой договор, там тоже содержится эта информация.
Сейчас этот момент регулируется Приказом Минтранса № 424, который вступил в силу 1 января 2021 года. Срок действия нового порядка — до 1 января 2027 года. За нарушения режима труда и отдыха водителя предусмотрены штрафы.
Актуальное законодательство
Из чего складывается рабочее время
Теперь из рабочего времени исключаются периоды, когда водитель находится в ТС в качестве сменщика, но сам им не управляет (это время оплачивается в соответствии с договором).
В рабочее время входит:
- нахождение за рулем;
- текущий ремонт на линии;
- ожидание приезда СТО;
- самостоятельное устранение неисправностей в рейсе (например, замена колеса);
- плановый медосмотр перед рейсом и по его завершении;
- простой, в котором не виноват водитель.
Продолжительность работы
При ежедневном учёте: 40 часов в неделю, 9 часов в день.
Суммированный учёт применяется, когда из-за пробок и других обстоятельств человек находится за рулем дольше, чем предусмотрено в его смене.
Максимальная продолжительность управления ТС за календарную неделю — 56 часов; за 2 недели, следующие друг за другом, — 90 часов.
Если водитель работает в условиях, которые определены законом как опасные, его рабочий день не должен быть длиннее 8 часов, а в рабочей неделе не допускается более 36 часов трудового времени.
Разделение смены на несколько частей
Если водитель согласен «раздробить» рабочую смену, между её частями предполагается отдых. Максимальная длительность одной части смены — 5 часов. Суммарное время отдыха не должно превышать 3 часов в регулярных городских или пригородных рейсах и 5 часов — во всех остальных.
Отдых
Обеденный перерыв: от 30 минут до 2 часов.
Перерывы в течение смены: 45 минут после каждых 4,5 часов вождения (время вождения можно увеличить максимум на 1 час).
Междусменный отдых: в два раза дольше последней рабочей смены.
Выходные: каждую неделю, минимум 45 часов.
Отпуск: минимум 28 календарных дней (для работников с ненормированным рабочим днем — дополнительно от 3-х дней отпуска, для трудящихся во вредных и опасных условиях — от 7 дней).
Штрафы
Размер штрафов за нарушение режима труда и отдыха водителей определен в ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ:
- 1,5-2 тысячи рублей водителю;
- 7-10 тысяч рублей должностному лицу;
- 15-25 тысяч рублей ИП;
- 20-50 тысяч рублей юридическому лицу.
Кроме того, предусмотрены санкции за отсутствие регистрационных листков режима труда и отдыха. Штраф для водителей в этом случае составляет от 3 до 5 тысяч рублей.
Узнать о наличии штрафа и оплатить его по постановлению можно на нашем сайте. Если номер постановления неизвестен, введите номер свидетельства о регистрации ТС и номер вашего водительского удостоверения. Вы также можете настроить отправку уведомлений — тогда сообщение о новом штрафе сразу придет вам на электронную почту.
Предрейсовые осмотры
Необходимость предрейсовых осмотров прописана в ч. 5 ст. 23 ФЗ № 196. Эта процедура нужна для обеспечения безопасности движения, самого водителя, его пассажиров и окружающей среды (в случаях, когда в автомобиле перевозятся опасные вещества). Медосмотры также могут выявить нарушения в режиме работы и отдыха.
Медицинский осмотр перед отправкой в рейс проходит каждый водитель компании. Исключение в этом правиле только одно — водители экстренных служб, которым срочно нужно выезжать на вызов.
Осмотр проводит медработник, который прошел соответствующее обучение и имеет сертификат. Это может быть:
- сотрудник больницы, которого привлекли на договорных условиях;
- штатный медицинский работник компании.
В первом случае больница должна иметь лицензию на проведение предрейсовых медосмотров.
Как проходит процедура
- Водитель приходит на осмотр с путевым листом,
- Врач оценивает внешний вид, походку, поведение, собирает анамнез (спрашивает о самочувствии, качестве сна),
- Медработник осматривает кожу, глаза, измеряет давление и ЧСС, определяет процент алкоголя и присутствие психоактивных веществ в крови,
- Далее медик заполняет журнал и ставит штамп на путевом листе, заполняет в нем нужные графы.
Порядок проведения процедуры контролируется ГИБДД, Государственной инспекцией по труду, Росздравнадзором и Управлением государственного автодорожного надзора.
Организация предрейсового медосмотра — обязанность работодателя. Штраф за его отсутствие составляет:
- для водителя: 3000 рублей;
- для сотрудника, отвечающего за выпуск ТС в рейс: 5000 рублей;
- для предприятия (юридического лица и ИП): 30 000 рублей.
Какие ещё могут быть последствия нарушений РТО
Штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей — не единственная санкция, которая может грозить работодателю.
Соблюдения РТО также требуют Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа. За их нарушения предусмотрен административный штраф.
Если компания является лицензированным перевозчиком, она может получить штраф за нарушение лицензионных требований. Соблюдение РТО входит и в этот перечень. Если же нарушение РТО привело к аварии и нанесению вреда здоровью людей — компанию оштрафуют уже за грубое нарушение лицензионных требований.
Если в результате ДТП, вызванного нарушением РТО, пострадал водитель, его родственники могут взыскать компенсацию.
Наконец, расследование причин ДТП, произошедшего в результате нарушений режима труда и отдыха, может привести к запрету деятельности компании.
Дела по статье 11.23 КоАП могут рассматривать как в полиции, так и в Ространснадзоре.
Как проверяют соблюдение режима труда и отдыха водителя
Ответственность за контроль соблюдения режима труда и отдыха лежит на работодателе. Для этого транспортное средство оборудуется тахографом — бортовым устройством, которое фиксирует время работы и отдыха водителя. Помимо этого, прибор измеряет и регистрирует скорость и пробег ТС. Компаниями-перевозчиками эти данные используются и для бухгалтерского учёта.
Транспорт, в котором должен быть установлен тахограф:
- личное грузовое ТС массой больше 3,5 т;
- грузовики категории N2 и N3, которые используют в своей деятельности юридического лица и ИП;
- все ТС, находящиеся в эксплуатации юридических лиц и ИП, в которых перевозят пассажиров и грузы.
За неисправный тахограф или его отсутствие тоже предусмотрены санкции. Для физических лиц штраф составляет от 3000 до 5000 руб., организация же может заплатить до 50 000 руб. Подробнее об этом читайте в статье раздела «Важно знать» — Штраф за отсутствие тахографа в 2021 году.
В июле 2021 года вступило в силу Постановление № 1043 и изменения в статье 3.1 УАТ (Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта). Теперь проверять наличие и исправность тахографа могут не только сотрудники ГИБДД, но и Ространснадзор при совместном рейде.
Что проверяют:
- соблюдение требований по установке тахографа;
- тахограммы;
- регистрационные листки учета РТО;
- соблюдение РТО.
Кроме того, во время рейдов инспектор проверяет: ВУ, путевой лист, разрешения на перевозку опасных грузов, товарно-транспортные накладные, договор фрахтования ТС. Иностранному перевозчику нужно приготовить документ, дающий право на проезд по дорогам РФ.
Если тахограф сломался во время рейса, следующая остановка должна быть в ближайшем сервисе или на автостоянке. В этом случае максимальное время в пути не должно превышать 7 суток.
Порядок выплаты штрафа и обжалование
Если водитель нарушил режим труда и отдыха и получил штраф, он должен оплатить его в течение 60 дней после получения постановления. Это стандартный срок оплаты для санкций ГИБДД.
Если оплата была просрочена, нарушитель подвергается еще одному административному наказанию: ему выписывают новый штраф в размере, в 2 раза превышающем первый. В расценках санкций за нарушение РТО водителем это выглядит так: 2000 руб. (макс.) + 4000 руб. = 6000 руб.
На обжалование дается 10 дней. С 1 сентября 2021 года это можно сделать в личном кабинете на сайте Госуслуг. Подробнее о процедуре обжалования штрафов ГИБДД мы писали в статье «Можно ли обжаловать штрафы по ПДД и как это сделать?».