Правила дорожного движения (ПДД) и простая логика предписывают, что водитель за рулём автомобиля должен быть здоров и трезв. От этих факторов во многом зависит безопасность всех участников дорожного движения. Особенно важно, чтобы этим условиям следовали водители-профессионалы, которые весь свой рабочий день находятся в пути и несут огромную ответственность за здоровье и жизни людей или сохранность грузов.
Именно поэтому предрейсовый медицинский осмотр водителей так важен. Ответственность за осуществление данной процедуры полностью ложится на работодателя.
Все вопросы, касающиеся медосмотра граждан, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с перевозками, регламентируются следующими законодательными актами:
- Приказом Минздрава РФ № 835н от 15.12.2014 г.;
- ст. 213 Трудового Кодекса (ТК);
- ст. 23 Федерального Закона (ФЗ) № 196 от 10.12.1995 г.
Когда и кому нужно проходить осмотр
Согласно ФЗ № 196, медицинское освидетельствование обязаны проходить все граждане при получении и замене водительского удостоверения.
Прочие виды медико-тестовых обследований обязательны лишь для следующих категорий водителей:
- дорейсовые — для лиц, чья работа связана с транспортировкой пассажиров и грузов. Исключение составляют лишь те, кто выезжает по вызову служб экстренного реагирования;
- послерейсовые — для граждан, служебная деятельность которых заключается в перевозке людей и опасных грузов. Очевидно, что для этой категории сотрудников досмотр необходимо проводить до и после работы.
Примечание: время, затрачиваемое на мед. освидетельствование (до или после рейса), является оплачиваемым (ст. 213 ТК). Если сотрудник-водитель проходит проверку в нерабочее время, то оно должно быть учтено бухгалтерией как сверхурочное. Организация и оплата осмотра возлагается на работодателя.
Цель обязательного медосмотра — выявление возможных противопоказаний к работе, вреда, причиненного воздействием вредных факторов в рабочее время, употребления работником алкоголя или психотропных средств при исполнении служебных обязанностей.
Что позволяет выявить освидетельствование:
- плохое самочувствие;
- алкогольное или наркотическое опьянение;
- воздействие психотропных препаратов.
Кто проводит предрейсовый контроль
Законодательство устанавливает, что обязательное освидетельствование вправе осуществлять:
- лицензированные медучреждения;
- привлечённые медработники;
- медики, включённые в штат предприятия, осуществляющего перевозки.
Важно: к проведению диагностики допускаются только лица с высшим или средним медицинским образованием. При этом они обязаны иметь лицензию на этот вид деятельности (или её должно иметь медучреждение, где проводится проверка).
Некоторые предприятия, занимающиеся перевозками людей или грузов, организуют дистанционные проверки, т. е. вне стен медучреждения или медкабинета. Такой формат контроля предполагает наличие специальной аппаратуры: алкотестера, приборов для измерения температуры, давления, а также камеры для визуальной фиксации тестируемого. Кроме того, необходимо программное обеспечение, которое будет сводить все полученные данные в единую форму.
Как происходит дистанционная проверка:
- работник, используя терминал, вводит свою фамилию, имя и отчество;
- затем с помощью установленной аппаратуры проводится замер температуры и давления, измеряется количество промилле в выдыхаемом воздухе.
Медработник дистанционно через камеру следит за процессом. При наличии приемлемых показателей он выдаёт заключение, заверенное цифровой подписью.
Важно: описанный способ контроля вызывает юридические споры по поводу его правомерности. Дело в том, что в законодательных актах нет прямой ссылки на то, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей могут осуществляться с использованием телекоммуникационного оборудования.
Алгоритм стандартного прохождения медицинского контроля
Процедура регламентируется Приказом Минзрдрава и состоит из следующих этапов:
- опрос о физическом самочувствии;
- визуальное обследование кожи и слизистых оболочек на предмет обнаружения травм, повреждений, сыпи, свидетельствующей об инфекционном заболевании и т. д.;
- замер температуры, систолического и диастолического артериального давления, пульса. При отклонении показателей от нормы измерение может быть проведено ещё 2 раза с интервалом 20 минут;
- выявление признаков любого типа опьянения или его остаточных явлений:
- объём алкогольных паров в дыхании — посредством алкотестера,
- анализ мочи, если при отсутствии алкоголя по тесту на приборе у гражданина присутствуют визуальные и поведенческие признаки опьянения (независимо от его вида).
Правила дорейсового освидетельствования
После медосмотра выписывается заключение. В зависимости от результата, в этом документе указывается:
- наличие признаков опьянения, иных негативных факторов или состояний, препятствующих выходу в рейс;
- отсутствие вышеуказанных факторов.
Если тестовые манипуляции проводились медработником со средним профобразованием, то при наличии причин, не позволяющих выйти в рейс, водителя отправляют в медучреждение для более углубленной диагностики и решения вопроса о временной нетрудоспособности. Примечание: речь не идет об алкогольном или ином виде опьянения. В подобной ситуации о выявленном состоянии докладывается руководству предприятия. Далее нарушитель отстраняется от работы, а руководитель определяет административную меру воздействия. Как правило, в подобной ситуации работнику в табеле отмечают «прогул».
При допуске медик ставит в путевой лист штамп с таким текстом: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр водителей, к работе допущен» или: «Прошел послерейсовый осмотр» и подписывается. Чаще всего данный текст уже есть в бланке путевого листа.
Документ должен быть у шофёра при себе в течение всей рабочей смены. Если работник на протяжении одной смены выходит в разные рейсы, то обследование ему необходимо проходить перед каждым из них (для новых путевых листов). В случае, если сотрудник отправляется в командировку, то ему может быть выдана одна путёвка на период, не превышающий 1 месяц. Соответственно, и дорейсовую проверку он проходит только раз — перед выездом в такой рейс.
Ведение журнала медосмотра
Документальным свидетельством о прохождении предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей является запись в специальном реестре. Это журналы, в одном из которых фиксируются обследования, проведённые до рейса, в другом — после него.
Журналы учёта — это книга, состоящая из прошнурованных и пронумерованных страниц, скреплённых печатью организации и подписью ответственного лица. Такие меры принимаются для обеспечения сохранности информации. Журналы могут вестись и в электронном виде. Для исключения возможности фальсификации записи в электронном реестре заверяются усиленной электронной подписью.
В указанные журналы заносится:
- факт обращения — дата и время;
- ФИО работника;
- половая принадлежность;
- дата рождения;
- описание проведенных тестов;
- результат диагностики (годен, не годен, направлен на дополнительное обследование);
- подписи медработника и обследуемого с расшифровкой.
Нарушение правил предрейсового контроля
Работа водителя сопряжена с риском возникновения различных опасных для жизни и здоровья людей ситуаций. Поэтому несоблюдение правил предрейсовых медицинских осмотров водителей, а также некорректное оформление сопроводительных документов карается административным наказанием.
Рассмотрим установленные законодательством меры ответственности в таблице:
Нарушители | Вид нарушения и наказание (штраф, рублей) | Статья КоАП | ||
---|---|---|---|---|
отсутствие допуска | нарушение порядка медосмотра | допуск в состоянии опьянения | ||
Физические лица | — | 1 000 – 1 500 | — | 11.32 |
должностные лица | 15 000 – 25 000 | — | — | 5.27.1 (ч.3) |
— | 2 000 – 3 000 | — | 11.32 | |
— | — | 20 000 | 12.32 | |
ИП (индивидуальные предприниматели) | 15 000 – 25 000 | — | — | 5.27.1 (ч.3) |
— | 30 000 – 50 000 | — | 11.32 | |
— | — | 100 000 | 12.32 | |
юридические лица | 110 000 – 130 000 | — | — | 5.27.1 (ч.3) |
— | 30 000 — 50 000 | — | 11.32 | |
— | — | 100 000 | 12.32 |
Примечание: КоАП — кодекс об административных правонарушениях
Все указанные штрафы являются административным наказанием, следовательно, на них распространяется 50 % скидка, если оплатить их в течение 20 дней с момента вынесения постановления. Интернет-сервис «Оплата Госуслуг» позволяет вовремя узнать о наличии такого штрафа, а также проверить штрафы ГИБДД по номеру постановления.
Сервис также даёт возможность получить информацию о штрафных санкциях, судебных задолженностях и оплатить любой штраф ФССП (федеральной службы судебных приставов) быстро и надёжно. Сделать это несложно. Если известен номер постановления, то достаточно пройти по указанной ссылке, ввести номер и следовать подсказкам сайта.
В случае, если в ДТП с тяжкими последствиями одной из сторон стало транспортное средство, водитель которого не прошёл предрейсовый медицинский осмотр, то наказание лиц, ответственных за его организацию, ужесточается.
Правонарушение переходит под юрисдикцию Уголовного Кодекса РФ. Меры воздействия указаны в статье № 143:
- при причинении тяжкого вреда здоровью:
- штраф до 400 000 руб. или взыскание зарплаты до 18 месяцев,
- обязательные работы от 180 до 240 часов,
- исправительные работы до 2 лет,
- принудительные работы до 1 года,
- лишение свободы до 1 года;
- при наступлении смерти одного человека:
- принудительные работы до 4 лет,
- лишение свободы до 4 лет;
- при смерти двух и более человек:
- принудительные работы до 5 лет,
- лишение свободы до 5 лет.
Под действие этой статьи попадают лица, которые по своему служебному положению или спец. распоряжению являются ответственными за соблюдение условий охраны труда. Это могут быть:
- руководители предприятий или их заместители;
- специалисты отдела охраны труда;
- иные лица, в том числе граждане, привлечённые к работе по гражданско-трудовому договору из сторонних компаний (например, по договору подряда).
Соблюдение норм и правил предрейсового медицинского осмотра водителей позволяет минимизировать риск ДТП и не подвергнуться административному или уголовному наказанию.