Личный кабинет

В новом году автомобилистов ждёт очередной пул важных изменений ПДД-2026. Они затронут оплату некоторых услуг, продление водительских прав, сдачу экзаменов и, конечно, размещение дорожных знаков.

Мы решили рассказать обо всём по порядку, чтобы подготовить опытных и начинающих водителей к новым правилам.

Новые дорожные знаки

С 1 января официально заработает национальный стандарт ГОСТ Р 52290-2024 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные». Однако регионам разрешено вводить некоторые таблички досрочно.

О каких новых знаках и изменениях в ПДД в 2026 году идёт речь?

  • «Глухие» — информирует участников движения о том, что поблизости могут перемещаться слабослышащие люди, поэтому нужно быть особенно внимательными на дороге. Например, если рядом находятся центр для проверки слуха или специализированная школа.
  • «Рекомендуемая скорость при проезде искусственной неровности» — сократит число знаков перед «лежачими полицейскими».
  • «Стоп-линия» в вертикальном варианте — будет использоваться там, где нельзя разместить классический знак «Стоп» или горизонтальную разметку.
  • «Парковка» — будет совмещён с табличкой «Способ постановки ТС на стоянку».
  • «Время действия» — конкретизирует не только время суток и дни недели действия знака, но и месяцы. Пример — «январь-июнь».
  • «Влажное/заснеженное покрытие» — кроме тучи, на нём изобразили снежинку, чтобы водители успевали снижать скорость и избегали резких торможений на скользкой дороге.

Повышение утильсбора с 1 января 2026

С целью уравнивания конкурентных условий на российском автомобильном рынке власти часто прибегают к корректировке правил уплаты утилизационного сбора. Последний раз было объявлено о повышении коэффициентов для машин с мощностью двигателей выше 160 л.с. В среднем с октября 2025 года ставка выросла на 70-85%, а с 1 января 2026 года в соответствии с Постановлением Правительства её проиндексируют снова — на 10-20%.

Коэффициент расчёта суммы на новые ТС вырастет с 33,37 до 40,04, а на ТС, с даты выпуска которых прошло больше 3 лет, — с 58,7 до 70,44. Новое правило затрагивает производителей, дилеров и импортёров. По факту сбор фактически превращается в акциз на мощные авто с высоким топливным расходом и большим уровнем выбросов.

Обучение водителей и экзаменационные нормы

В целях улучшения связи теоретических и практических занятий, а также повышения эффективности обучения с 1 марта 2026 года введут изменения ПДД:

  • разрешить сдавать экзамены не только в автошколах, но в таксопарках, автобусных депо и на предприятиях транспорта;
  • сократить теорию для водителей, которые хотят отучиться на дополнительную категорию;
  • сохранить дистанционные занятия, но фиксировать их посещения со стороны автошкол или контролирующих органов;
  • увеличить практику для категории «В» на 2 часа;
  • утвердить 47 новых обучающих программ (9 — по профессиональной подготовке, 36 — по переподготовке, 2 — по повышению квалификации).

Изменение стоимости ОСАГО

Чтобы сделать систему страхования более сбалансированной и справедливой с экономической точки зрения, было решено:

  • Расширить тарифный коридор базовых ставок ОСАГО — это поможет страховщикам определять подходящую стоимость полиса, опираясь на опыт водителя, технические характеристики автомобиля и конкретный регион.

    Ориентировочные ставки:

    • для легковых машин физических лиц — +/-15%;
    • для скутеров и мотоциклов — до 40%;
    • для автобусов, грузовиков и спецтехники — на 10-20%.
  • Повысить базовые ставки

    Средняя базовая ставка для легковых автомобилей в соответствии с изменениями в ПДД в 2026 году вырастет примерно на 8-10%. Однако это подорожание будет не прямым, так как тарифы будут варьироваться внутри расширенного диапазона.

  • Обновить систему коэффициентов «бонус-малус», отражающую безаварийность водителя

    КБМ будет формироваться по каждому лицу, а не полису. То есть при смене машины персональная история водителя, как страховщика, сохранится.

  • Актуализировать единую методику расчёта ущерба

    В соответствии с Положением Банка России № 755-П «О единой методике определения расходов на восстановительный ремонт» будут по-новому считать стоимость восстановительного ремонта, износ деталей, нормы-часы работ и расчёт утраты товарной стоимости.

  • Скорректировать действующий принцип «Ремонт вместо денег»

    Здесь на контроль возьмут сразу несколько изменений, которые не отразятся на ПДД 2026, но значительно упростят важные процедуры:.

    • повысить требования к СТОА-партнерам по обязательной сертификации;
    • обязать страховщикам давать полугодовую гарантию на ремонт;
    • разрешить устанавливать сертифицированные аналоги деталей;
    • ввести возможность отказа от ремонта и получения компенсационной выплаты для водителей на основании решения независимой экспертизы;
    • улучшить уровень цифровизации процедур — подача заявления о страховом случае через Госуслуги, направление документов в электронном виде и независимая экспертиза через онлайн-осмотр при незначительных повреждениях;
    • штрафовать за необоснованные задержки уплаты — до 1% в день от суммы выплаты;
    • перейти на электронные ОСАГО;
    • включить в работу единую систему оценки качества урегулирования убытков и сформировать открытый рейтинг страховых компаний по качеству выплат.

Штрафы за отсутствие ОСАГО с камер

Осенью 2026 года власти всё-таки планируют запустить проверку водителей на наличие страховки с помощью дорожных камер. Они будут работать в автоматическом режиме и выписывать штрафы не чаще 1 раза в сутки. В первый раз нарушитель заплатит 800 рублей, а во второй — 3 000 рублей.

На заметкуНа сайте «Оплата Госуслуг» подключена функция удобного поиска штрафов ГИБДД по постановлению или водительским документам. Это поможет вовремя узнать о задолженностях и погасить их досрочно.

До 1 ноября текущего года В. Путин давал поручение подключить технику к контролю ОСАГО и обеспечить серьёзные серверные мощности для реализации изменений в ПДД-2026.

Повышение цен на техосмотр

С учётом инфляции ФАС решила проиндексировать тарифы по техосмотрам. Согласно ведомственному приказу для легковых машин минимальная цена составит 1 360 рублей. Однако региональным властям дали возможность корректировать стоимость на своё усмотрение.

Напомним, что за диагностическую карту водителям нужно будет заплатить 500 рублей. Это необходимо для внесения сведений в реестр ЕАИСТО МВД.

Отмена автопродления прав

1 января 2026 года истекает период, в течение которого предусмотрена возможность автоматического продления ВУ на 3 года. Она останется только для владельцев удостоверений, срок действия которых заканчивается не позднее 31.12.2025 г.

Пример: Если срок действия документа истёк в 2022 году, то прибавляем 3 года к указанной дате и получаем последний день действия.

По стандартной схеме менять права нужно через 10 лет. Для оформления потребуются: медицинская справка по форме № 003-В/у, паспорт, старое ВУ и квитанция об уплате госпошлины.

Ответственность за неприменение нововведений

За игнорирование новых правил водителям может грозить:

  • штраф;
  • лишение водительских прав;
  • отказ от регистрации автомобиля в ГИБДД;
  • взыскание неуплаченных средств через судебные органы;
  • отстранение от управления ТС;
  • отправка машины на штрафстоянку и т. д.

Всё зависит от конкретного правонарушения и кратности его совершения. Поэтому мы настоятельно рекомендуем следить за актуальными новостями и изменениями в законодательстве. Учтите, что большинство обновлений приходится на начало года, на 1 марта 2026 года — изменения в ПДД по обучению, а на осень — штрафы с камер.


Читать также

Статьи:ГИБДДВсе
Статьи:ГИБДДВсе