В новом году автомобилистов ждёт очередной пул важных изменений ПДД-2026. Они затронут оплату некоторых услуг, продление водительских прав, сдачу экзаменов и, конечно, размещение дорожных знаков.
Мы решили рассказать обо всём по порядку, чтобы подготовить опытных и начинающих водителей к новым правилам.

Новые дорожные знаки
С 1 января официально заработает национальный стандарт ГОСТ Р 52290-2024 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные». Однако регионам разрешено вводить некоторые таблички досрочно.
О каких новых знаках и изменениях в ПДД в 2026 году идёт речь?
- «Глухие» — информирует участников движения о том, что поблизости могут перемещаться слабослышащие люди, поэтому нужно быть особенно внимательными на дороге. Например, если рядом находятся центр для проверки слуха или специализированная школа.
- «Рекомендуемая скорость при проезде искусственной неровности» — сократит число знаков перед «лежачими полицейскими».
- «Стоп-линия» в вертикальном варианте — будет использоваться там, где нельзя разместить классический знак «Стоп» или горизонтальную разметку.
- «Парковка» — будет совмещён с табличкой «Способ постановки ТС на стоянку».
- «Время действия» — конкретизирует не только время суток и дни недели действия знака, но и месяцы. Пример — «январь-июнь».
- «Влажное/заснеженное покрытие» — кроме тучи, на нём изобразили снежинку, чтобы водители успевали снижать скорость и избегали резких торможений на скользкой дороге.
Повышение утильсбора с 1 января 2026
С целью уравнивания конкурентных условий на российском автомобильном рынке власти часто прибегают к корректировке правил уплаты утилизационного сбора. Последний раз было объявлено о повышении коэффициентов для машин с мощностью двигателей выше 160 л.с. В среднем с октября 2025 года ставка выросла на 70-85%, а с 1 января 2026 года в соответствии с Постановлением Правительства её проиндексируют снова — на 10-20%.

Коэффициент расчёта суммы на новые ТС вырастет с 33,37 до 40,04, а на ТС, с даты выпуска которых прошло больше 3 лет, — с 58,7 до 70,44. Новое правило затрагивает производителей, дилеров и импортёров. По факту сбор фактически превращается в акциз на мощные авто с высоким топливным расходом и большим уровнем выбросов.
Обучение водителей и экзаменационные нормы
В целях улучшения связи теоретических и практических занятий, а также повышения эффективности обучения с 1 марта 2026 года введут изменения ПДД:
- разрешить сдавать экзамены не только в автошколах, но в таксопарках, автобусных депо и на предприятиях транспорта;
- сократить теорию для водителей, которые хотят отучиться на дополнительную категорию;
- сохранить дистанционные занятия, но фиксировать их посещения со стороны автошкол или контролирующих органов;
- увеличить практику для категории «В» на 2 часа;
- утвердить 47 новых обучающих программ (9 — по профессиональной подготовке, 36 — по переподготовке, 2 — по повышению квалификации).

Изменение стоимости ОСАГО
Чтобы сделать систему страхования более сбалансированной и справедливой с экономической точки зрения, было решено:
Расширить тарифный коридор базовых ставок ОСАГО — это поможет страховщикам определять подходящую стоимость полиса, опираясь на опыт водителя, технические характеристики автомобиля и конкретный регион.
Ориентировочные ставки:
- для легковых машин физических лиц — +/-15%;
- для скутеров и мотоциклов — до 40%;
- для автобусов, грузовиков и спецтехники — на 10-20%.
- Повысить базовые ставки
Средняя базовая ставка для легковых автомобилей в соответствии с изменениями в ПДД в 2026 году вырастет примерно на 8-10%. Однако это подорожание будет не прямым, так как тарифы будут варьироваться внутри расширенного диапазона.
- Обновить систему коэффициентов «бонус-малус», отражающую безаварийность водителя
КБМ будет формироваться по каждому лицу, а не полису. То есть при смене машины персональная история водителя, как страховщика, сохранится.
- Актуализировать единую методику расчёта ущерба
В соответствии с Положением Банка России № 755-П «О единой методике определения расходов на восстановительный ремонт» будут по-новому считать стоимость восстановительного ремонта, износ деталей, нормы-часы работ и расчёт утраты товарной стоимости.

- Скорректировать действующий принцип «Ремонт вместо денег»
Здесь на контроль возьмут сразу несколько изменений, которые не отразятся на ПДД 2026, но значительно упростят важные процедуры:.
- повысить требования к СТОА-партнерам по обязательной сертификации;
- обязать страховщикам давать полугодовую гарантию на ремонт;
- разрешить устанавливать сертифицированные аналоги деталей;
- ввести возможность отказа от ремонта и получения компенсационной выплаты для водителей на основании решения независимой экспертизы;
- улучшить уровень цифровизации процедур — подача заявления о страховом случае через Госуслуги, направление документов в электронном виде и независимая экспертиза через онлайн-осмотр при незначительных повреждениях;
- штрафовать за необоснованные задержки уплаты — до 1% в день от суммы выплаты;
- перейти на электронные ОСАГО;
- включить в работу единую систему оценки качества урегулирования убытков и сформировать открытый рейтинг страховых компаний по качеству выплат.
Штрафы за отсутствие ОСАГО с камер
Осенью 2026 года власти всё-таки планируют запустить проверку водителей на наличие страховки с помощью дорожных камер. Они будут работать в автоматическом режиме и выписывать штрафы не чаще 1 раза в сутки. В первый раз нарушитель заплатит 800 рублей, а во второй — 3 000 рублей.
На заметкуНа сайте «Оплата Госуслуг» подключена функция удобного поиска штрафов ГИБДД по постановлению или водительским документам. Это поможет вовремя узнать о задолженностях и погасить их досрочно.
До 1 ноября текущего года В. Путин давал поручение подключить технику к контролю ОСАГО и обеспечить серьёзные серверные мощности для реализации изменений в ПДД-2026.
Повышение цен на техосмотр
С учётом инфляции ФАС решила проиндексировать тарифы по техосмотрам. Согласно ведомственному приказу для легковых машин минимальная цена составит 1 360 рублей. Однако региональным властям дали возможность корректировать стоимость на своё усмотрение.
Напомним, что за диагностическую карту водителям нужно будет заплатить 500 рублей. Это необходимо для внесения сведений в реестр ЕАИСТО МВД.
Отмена автопродления прав
1 января 2026 года истекает период, в течение которого предусмотрена возможность автоматического продления ВУ на 3 года. Она останется только для владельцев удостоверений, срок действия которых заканчивается не позднее 31.12.2025 г.
Пример: Если срок действия документа истёк в 2022 году, то прибавляем 3 года к указанной дате и получаем последний день действия.
По стандартной схеме менять права нужно через 10 лет. Для оформления потребуются: медицинская справка по форме № 003-В/у, паспорт, старое ВУ и квитанция об уплате госпошлины.
Ответственность за неприменение нововведений
За игнорирование новых правил водителям может грозить:
- штраф;
- лишение водительских прав;
- отказ от регистрации автомобиля в ГИБДД;
- взыскание неуплаченных средств через судебные органы;
- отстранение от управления ТС;
- отправка машины на штрафстоянку и т. д.
Всё зависит от конкретного правонарушения и кратности его совершения. Поэтому мы настоятельно рекомендуем следить за актуальными новостями и изменениями в законодательстве. Учтите, что большинство обновлений приходится на начало года, на 1 марта 2026 года — изменения в ПДД по обучению, а на осень — штрафы с камер.